Частная пивоварня: бизнес или ремесло

Выбирая сферу для развития бизнеса, многие будущие предприниматели даже не рассматривают производство пива, думая, что это сложное, малодоходное и при этом высококонкурентное дело. Но есть и другие точки зрения. Руководитель отдела продаж Завода емкостного оборудования Дмитрий Федоров поделился своими мыслями о том, чем пивоварение может привлечь новых предпринимателей.

Говорят, что по-настоящему счастливы те люди, которым хобби приносит деньги. Надо полагать, владельцы частных мини-пивоварен как раз из такой категории счастливчиков.

Пиво известно человечеству со времен древних египтян. Традиционные для России напитки — не водка и самогон, а пиво, медовуха, сбитень. Помните, как оканчиваются русские народные сказки: «И я там был, мед-пиво пил…». Пенное также называют «жидким хлебом». Жидкий по-английски — liquid, в транскрипции — «ликвид». Таким и является пивоварение с коммерческой точки зрения – ликвидным и доходным бизнесом.

Как гласят учебники истории, пивоварение исторически было бюджетообразующей отраслью для многих городов и стран, например, чешских, немецких, бельгийских. По настоящее время производство пенного, как и других алкогольных напитков, пополняет казну государств за счет акцизов и прочих сборов. Вот первая и основная из многих причин, почему пивоварение привлекательно как инвестиционный проект!

Важной особенностью, выгодно отличающей пивоварение от других бизнес-идей, являются минимальные трудозатраты. В условиях современных подходов к автоматизации производственных процессов, основную работу за человека выполняют автоматика, насосы, транспортеры и другие помощники. Если сопоставить различные виды производства по показателю производительности труда в денежном выражении, пивоварение окажется недалеко от нефтяной отрасли.

Для обслуживания пивоварни производительностью до 100 000 литров в месяц, достаточно двух-трёх человек. Кому приходилось управлять большими коллективами людей, тот знает, как сложно подобрать и научить достойный персонал, контролировать их деятельность, обеспечивать безопасность, искать подходы к каждому сотруднику. Большой, но не отлаженный коллектив — это риски безответных убытков и утечки интеллектуальной собственности, высокая вероятность нанесения вреда деловой репутации компании. Управление малочисленной, но высокопроизводительной командой мини-пивоварни — гораздо более понятный процесс.

Как насчет конкуренции, возможного сокращения емкости рынка, прессинга со стороны «пивных гигантов»? Это едва ли не самый популярный вопрос будущих предпринимателей. Разумеется, он требует анализа тенденций, возможных угроз и возможностей, все как в любом другом виде бизнеса. Согласно статистике, доля продукции, выпускаемой российскими частными мини-пивоварнями, в общей массе реализации продукта составляет 3-5%.

Такая пропорция в объемах сбыта имеет объяснение. В двух словах, пивные гиганты реализуют дешевое пиво во всех возможных каналах распределения. Продукция частных пивоварен, как правило, дороже, т.к. в её производстве используется дорогое, чаще импортное сырье. Бутылке ремесленного напитка за 50-70 рублей сложно завоевать внимание потребителя, находясь на полке супермаркета рядом с такой же бутылкой за 35-40 рублей.

Поэтому настоящий дорогой, качественный авторский напиток встретить в супермаркетах редко удается. Конкуренция с гигантами их же оружием на их же поле обречена на провал. За счет этого частные пивоварни занимают иные ниши: специализированная розница, собственные сети, HoReCa. Емкость этого сегмента невелика, но привлекательна с финансовой стороны.

Для того, чтобы оправдать относительно высокую цену, ремесленное пиво должно отличаться отменным качеством. Согласно средневековым законам, производителя некачественного пива топили в бочке с их же продукцией. Современные законы, конечно, не такие варварские, но зато покупатели становятся все более разборчивыми. Горе-пивовар неизбежно будет наказан рублем и изгнан из отрасли!

«Ну нет, травить людей алкоголем — это мне не по душе», — часто слышу я от своих собеседников. Но это от не глубокого понимания вопроса. На самом деле жидкий хлеб, и родственные ему напитки, являются слабоалкогольными, что совершенно очевидно.

Алкоголь, содержащийся в пиве, совершенно естественного происхождения, вырабатывается специальными расами пивных дрожжей. В напитке содержаться полезные витамины и микроэлементы. В некоторых странах пиво входит в рацион питания спортсменов и военнослужащих. К тому же пиво — более «праздничный» напиток, чем, например, водка. Таким образом, развитие пивоваренной отрасли некоторым образом даже способствует обретению и развитию у населения культуры пития.

Что насчет других стереотипов: «пивного живота», содержащегося в пиве женского гормона эстрогена, пивного алкоголизма? Как известно, пивной живот растет больше от закуски и от неправильного питания, а ранняя лысина бывает и у трезвенников, и у любителей пива. А что до алкоголизма, то не кажется ли вам, что, независимо от причин, это болезнь и с нею нужно бороться? Культурное потребление напитков с алкоголизмом не имеет ничего общего.

Один из моих клиентов однажды сказал: «Я хотел бы, чтобы моей пивоварней продолжили заниматься мои дети». Он говорил о долговечности и надежности оборудования, а я между строк услышал мечты о семейном бизнесе, взращивании династии пивоваров, о том, что опыт и репутацию в этом ремесле можно преумножать и передавать через поколения. Поделился этой мыслью с другими пивоварами, и они все как один поддержали: «Да, пивовар — это призвание. Пивовар – это звучит гордо!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *